image
image
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Боровичская детская школа искусств им. А.К. Лядова»

           

    

     Подробнее.....    

 

                  

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

ОПИСАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ДУХОВЫЕ И УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" И АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

 Описание программы

 

 

АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Аннотация на программу по учебному предмету «Специальность (кларнет)»

  Программа учебного предмета «Специальность (кларнет)» составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты, утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №165, «Положения о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств», утвержденном приказом Министерства культуры Российской Федерации от 09 февраля 2012 № 86.

  Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:

-   выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

-    создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на духовых инструментах, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;

-   приобретение детьми умений и навыков сольного, ансамблевого и оркестрового исполнительства;

-приобретение детьми опыта творческой деятельности;

-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

-   приобщение детей к коллективному музицированию, исполнительским традициям духового оркестра;

-     подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

             Программа ориентирована на:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

-   формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

-   формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

-      воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

-   выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков творческой деятельности, в том числе коллективного музицирования, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в  1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год.

Цели и задачи учебного предмета.

-     выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте;

-     создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития;

-     приобретение  детьми  знаний,  умений  и  навыков  игры  на  духовых инструментах, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с

необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;

-     воспитание культуры сольного и ансамблевого музицирования;

-     приобретение учениками опыта творческой деятельности;

-     владение духовными и культурными ценностями народов мира.

В результате изучения дисциплины учащийся должен уметь:

читать с листа и транспонировать музыкальные произведения разных жанров и форм в соответствии с программой, использовать музыкально-исполнительские средства выразительности, анализировать исполняемые произведения, владеть различными видами техники исполнительства, использовать художественно оправданные технические приемы, применять элементарные навыки репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

 

Аннотация на программу по учебному предмету «Ансамбль»

Программа учебного предмета «Ансамбль» составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты, утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №165.

Целью учебного предмета является:

-   развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства.

Задачами учебного предмета являются:

-   решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

-   стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

-   формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

-   развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

-   обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

-   приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

-   расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым

репертуаром, а также с выдающимися исполнениями;

-   формирование качеств активного пропагандиста музыкального искусства в обществе; Результатом освоения программы учебного предмета «Ансамбль» является уровень подготовки обучающихся, который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков:

-   наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству, совместному музицированию в ансамбле с партнерами;

-   сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности инструмента для достижения наиболее

убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-   знание ансамблевого репертуара ;

-   знание художественно-исполнительских возможностей инструмента;

-   знание профессиональной терминологии;

-   наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;

-   навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;

-   навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевом музицировании;

-   наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;

-   наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве ансамблиста.

 

Аннотация на программу по учебному предмету  «Фортепиано»

Программа учебного предмета «Фортепиано» составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты, утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №165.

Цель программы:

-развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;

-    стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

Задачи:

-приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста;

-умение подбирать по слуху любимые песни, сопровождение к мелодии по буквенным обозначениям.

Результатом освоения учебного предмета является приобретение обучающимися следующих знаний и умений:

-знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

-владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

 

Аннотация на программу на программу по учебному предмету В.01. УП.01. «Оркестровый класс»

Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты, утвержденными приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 года №165.

Оркестровый класс является одной из важнейших дисциплин направления подготовки обучающихся по программе «Духовые и ударные инструменты». Курс оркестрового класса опирается на комплекс знаний, получаемых обучающимися при изучении цикла музыкально-теоретических и музыкально-практических дисциплин учебного плана.

Цели и задачи учебного предмета:

Курс оркестрового класса, ставя перед  собой  художественно-эстетические и музыкально-образовательные цели, способствует общемузыкальному развитию.

Занятия в оркестровом классе  позволяют совершенствовать  специальные практические навыки   игры на инструменте,  приобретенные в классе специальности. Данный курс обучения предусматривает также развитие ансамблевых навыков игры в составе оркестра.

Процесс работы в оркестровом классе слагается из решения многих исполнительских задач. Главная из них – выявление идейно-художественного содержания произведения в его реальном звучании.

Другими задачами, способствующими решению основной, являются:

-         достижение исполнительского ансамбля (темповая, ритмическая, агогическая и динамическая согласованность) в группах и в оркестре;

- совершенствование необходимых исполнительских навыков музыкантов.

В результате изучении предмета «Оркестровый класс» обучающиеся должны  приобрести ансамблевые навыки игры в составе оркестра: уметь исполнять свою партию со всеми указаниями; слышать себя и остальные голоса оркестра; соблюдать точности ритмического ансамбля и равновесие динамики; понимать жест дирижера и выполнять его указания на инструменте; приобрести навыки точной настройки инструмента; развить гармонический, полифонический, тембровый слух и чувство ритма.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Хоровой класс»

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты».

Хоровое пение в системе предметов ДМШ занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся.

Задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

По возрастным показателям учащиеся определяются в младший и старший хор.  В настоящей программе приводятся требования к каждой возрастной группе учащихся.

В    результате освоения предмета обучающийся должен знать: начальные основы хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; профессиональную терминологию.

В  результате освоения предмета обучающийся должен уметь: передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; исполнять партии в составе хорового коллектива, в том числе произведения, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Сольфеджио»

Программа учебного предмета "Сольфеджио" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты»  составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и срокам обучения по этой программе.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список рекомендуемой учебной и методической литературы.

В    программе дана характеристика предмета «Сольфеджио», его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данного предмета, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, сформулированы цели и задачи предмета «Сольфеджио».

Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. В программе определяются основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио (интонационные упражнения, сольфеджирование и чтение с листа, ритмические упражнения, слуховой анализ, музыкальный диктант, творческие задания). Даны методические рекомендации преподавателям по основным формам работы и по организации самостоятельной работы учащихся. В программе сформулированы основные требования к итоговому экзамену и приведены образцы зкзаменационных заданий.

В  программе дано описание материально-технических условий реализации учебного предмета в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, правилами охраны труда.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Слушание музыки»

Программа учебного предмета "Слушание музыки" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, материально-технические условия реализации программы, список рекомендуемой учебной и методической литературы.

В   программе дана характеристика учебного предмета "Слушание музыки", его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данного предмета, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, методы обучения, сформулированы цели и задачи предмета, дано обоснование структуры программы.

Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения, годовые требования по классам, сведения о затратах учебного времени. Даны методические рекомендации преподавателям по основным формам работы и по организации самостоятельной работы обучающихся..

Учебный предмет «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.

В  программе дано описание материально-технических условий реализации учебного предмета в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, правилами охраны труда.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета "Музыкальная литература" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список рекомендуемой учебной и методической литературы.

Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

В   программе дана характеристика учебного предмета "Музыкальная литература", его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данного предмета, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, методы обучения, сформулированы цели и задачи предмета, дано обоснование структуры программы.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный   предмет   «Музыкальная   литература»   продолжает   образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения, годовые требования по классам, сведения о затратах учебного времени. Даны методические рекомендации преподавателям по основным формам работы и по организации самостоятельной работы обучающихся. Выработаны критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации.

В   программе дано описание материально-технических условий реализации учебного предмета в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, правилами охраны труда.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Элементарная теория музыки»

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» и сроку обучения по этой программе при их реализации детскими школами искусств.

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» - 1 год, в 9  классе - при увеличении 8-летнего срока обучения на 1 год для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цель программы:

изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список рекомендуемой учебной и методической литературы.

В программе дана характеристика предмета «Элементарная теория музыки», его место и роль в образовательном процессе, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, сформулированы цели и задачи предмета.