image
image
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Боровичская детская школа искусств им. А.К. Лядова»

           

    

     Подробнее.....                      

ОПИСАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" И АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа "Народные инструменты"

 

АННОТАЦИИ К ПРОГРАММАМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ

 

Аннотация на программу по учебному предмету «Специальность» (баян, аккордеон, гитара) 

 Программы учебных предметов "Специальность" (баян), "Специальность" (аккордеон), "Специальность" (гитара) (далее - "Специальность") разработаны на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства "Народные инструменты".

Учебный предмет "Специальность" направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на народных музыкальных инструментах (баян, аккордеон, гитара), получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика. Владение исполнительскими умениями и навыками позволяет учащимся соприкоснуться с лучшими образцами мировой музыкальной культуры различных эпох, стилей и жанров.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 лет 6 месяцев до 17 лет. Срок освоения программы "Специальность" для детей, поступивших в МБУДО «Боровичская ДШИ» в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы "Народные инструменты" для детей, поступивших в МБУДО «Боровичская ДШИ» в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоения программы "Специальность" для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Цели программы:

· развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области исполнительства на народных музыкальных инструментах (баян, аккордеон, гитара);

· создание условий для развития музыкально-творческих  способностей учащегося с целью дальнейшего продолжения профессионального музыкального образования.

Задачи:

·  овладение знаниями, умениями и навыками игры на народном музыкальном инструменте (баян, аккордеон, гитара), позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;

· развитие памяти, музыкального слуха, чувства ритма;

·  овладение знаниями, умениями и навыками игры на народном музыкальном инструменте (баян, аккордеон, гитара);

· формирование у учащихся комплекса исполнительских навыков, позволяющих воспринимать, осваивать и исполнять на аккордеоне, баяне или гитаре произведения различных жанров и форм в соответствии с ФГТ;

·  овладение навыками самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтения нот с листа;

·  овладение навыками сценического поведения;

·  воспитание чувства ответственности, развитие коммуникативных способностей детей, формирование культуры общения.

Данная программа направлена на академическое воспитание музыканта-инструменталиста на лучших примерах русской и зарубежной музыки. Возможен индивидуальный подход при составлении программы с учетом музыкальных и технических возможностей учащегося.  

 

Аннотация на программу по учебному предмету «Ансамбль» (баян, аккордеон, гитара)

 Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

В общей системе профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных.

Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности.

Реализации данной программы осуществляется с 4 по 8 классы (по образовательным программам со сроком обучения 8-9 лет) и со 2 по 5 классы (по образовательным программам со сроком обучения 5-6 лет).

Цель программы:

•  развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Задачи:

•  стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

•  формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

•  расширение кругозора учащегося, путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;

•  решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

•  развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

•  обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

•  приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

•  формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса солиста камерного ансамбля.

Учебный   предмет   «Ансамбль»   неразрывно   связан   с   учебным предметом «Специальность», а также со всеми  предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной   программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей.

 

Аннотация на программу по учебному предмету «Оркестровый класс»

Программа учебного предмета «Оркестровый класс» составлена на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты», а также на основе Программы для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) «Оркестровый класс», рекомендованной к использованию Министерством культуры СССР в 1990 году.

Оркестровый класс – учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства.

Создание оркестрового коллектива является одной из первоочередных задач ДШИ. Решение этой задачи возможно лишь при продуманном, пропорциональном планировании контингента школы, а также: наличии квалифицированных педагогических кадров, достаточно развитых материально-технических и других условиях реализации предпрофессиональных программ.

В работу оркестрового класса вовлекаются учащиеся, обучающиеся на различных русских народных инструментах. Распределение учащихся по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год. Количество групп определяется в зависимости от состава оркестрового коллектива в школе.

По образовательным программам с восьмилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 5-8 классов и наиболее подготовленные учащиеся 4 класса. По образовательным программам с пятилетним сроком обучения к занятиям в оркестре привлекаются учащиеся 3-5 классов и наиболее подготовленные учащиеся 2 класса.

Для учащихся, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок освоения программы «Оркестровый класс» может быть увеличен на 1 год.

Цель предмета «Оркестровый класс» не противоречит общим целям образовательной программы и заключается в следующем:

·         развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.

Программа направлена на решение следующих задач:

·         применение в оркестровой игре практических навыков игры на инструменте, приобретенные в специальном классе;

·         понимание музыкального произведения – его основной темы, подголосков, вариаций и т. д., исполняемые как всем оркестром, так и отдельными оркестровыми группа;

·         стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в оркестре;

·         формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для оркестрового музицирования;

·         расширение кругозора учащегося путем ознакомления с репертуаром оркестра русских народных инструментов;

·         решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

·         развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в оркестре), артистизма и музыкальности;

·         обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа;

·         приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере оркестрового музицирования;

·         формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса участника оркестра.

Учебный предмет «Оркестровый класс» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области искусства «Народные инструменты».

Предмет «Оркестровый класс» расширяет границы творческого общения инструменталистов-народников, привлекая к сотрудничеству исполнителей на различных инструментах. Обучение игре в оркестре способствует развитию эстетических вкусов, прививает практические знания и навыки, необходимые для участия в профессиональных коллективах и непрофессиональных творческих музыкальных коллективах. Занятия в оркестре – накопление опыта коллективного музицирования.

 

Аннотация на программу по учебному предмету «Фортепиано»

Программа учебного предмета «Фортепиано» составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты"

Цель программы:

-развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;

-    стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности;

Задачи:

-приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста;

-умение подбирать по слуху любимые песни, сопровождение к мелодии по буквенным обозначениям.

Результатом освоения учебного предмета является приобретение обучающимися следующих знаний и умений:

-знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;

-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;

-владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Хоровой класс»

Программа учебного предмета «Хоровой класс» разработана на основе и с учетом Федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Хоровое пение в системе предметов ДМШ занимает важное место, так как способствует развитию художественного вкуса детей, расширению их кругозора, выявлению и развитию творческого потенциала обучающихся.

Задача руководителя хорового класса - привить детям любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.

По возрастным показателям учащиеся определяются в младший и старший хор.  В настоящей программе приводятся требования к каждой возрастной группе учащихся.

В    результате освоения предмета обучающийся должен знать: начальные основы хорового искусства, вокально-хоровые особенности хоровых партитур, художественно-исполнительские возможности хорового коллектива; профессиональную терминологию.

В  результате освоения предмета обучающийся должен уметь: передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки; исполнять партии в составе хорового коллектива, в том числе произведения, отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом, создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Сольфеджио»

Программа учебного предмета "Сольфеджио" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и срокам обучения по этой программе.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список рекомендуемой учебной и методической литературы.

В    программе дана характеристика предмета «Сольфеджио», его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данного предмета, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, сформулированы цели и задачи предмета «Сольфеджио».

Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. В программе определяются основные формы работы и виды заданий на уроках сольфеджио (интонационные упражнения, сольфеджирование и чтение с листа, ритмические упражнения, слуховой анализ, музыкальный диктант, творческие задания). Даны методические рекомендации преподавателям по основным формам работы и по организации самостоятельной работы учащихся. В программе сформулированы основные требования к итоговому экзамену и приведены образцы зкзаменационных заданий.

В  программе дано описание материально-технических условий реализации учебного предмета в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, правилами охраны труда.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Слушание музыки»

Программа учебного предмета "Слушание музыки" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, материально-технические условия реализации программы, список рекомендуемой учебной и методической литературы.

В   программе дана характеристика учебного предмета "Слушание музыки", его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данного предмета, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, методы обучения, сформулированы цели и задачи предмета, дано обоснование структуры программы.

Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения, годовые требования по классам, сведения о затратах учебного времени. Даны методические рекомендации преподавателям по основным формам работы и по организации самостоятельной работы обучающихся..

Учебный предмет «Слушание музыки» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Сольфеджио», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области музыкального исполнительства.

В  программе дано описание материально-технических условий реализации учебного предмета в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, правилами охраны труда.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Музыкальная литература»

Программа учебного предмета "Музыкальная литература" дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список рекомендуемой учебной и методической литературы.

Музыкальная литература - учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.

В   программе дана характеристика учебного предмета "Музыкальная литература", его место и роль в образовательном процессе, обозначен срок реализации данного предмета, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, методы обучения, сформулированы цели и задачи предмета, дано обоснование структуры программы.

На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.

Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.

Учебный   предмет   «Музыкальная   литература»   продолжает   образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Учебно-тематический план содержит распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения, годовые требования по классам, сведения о затратах учебного времени. Даны методические рекомендации преподавателям по основным формам работы и по организации самостоятельной работы обучающихся. Выработаны критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации.

В   программе дано описание материально-технических условий реализации учебного предмета в соответствии с санитарными и противопожарными нормами, правилами охраны труда.

 

Аннотация к программе учебного предмета «Элементарная теория музыки»

Программа учебного предмета «Элементарная теория музыки» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» и сроку обучения по этой программе при их реализации детскими школами искусств.

Учебный предмет «Элементарная теория музыки» входит в обязательную часть предпрофессиональной программы в предметной области «Теория и история музыки», тесно связан с предметами «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» и ориентирован на подготовку детей к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Срок реализации учебного предмета «Элементарная теория музыки» - 1 год, в 9  классе - при увеличении 8-летнего срока обучения на 1 год и в 6 классе при увеличении 5-летнего срока обучения на 1 год для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
Цель программы:

изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области теории музыки, достаточных для поступления в профессиональные учебные заведения.

Программа включает следующие разделы: пояснительная записка, содержание учебного предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методическое обеспечение учебного процесса, список рекомендуемой учебной и методической литературы.

В программе дана характеристика предмета «Элементарная теория музыки», его место и роль в образовательном процессе, указаны объем учебного времени и форма проведения аудиторных занятий, сформулированы цели и задачи предмета.